Галерея художников
В Эрмитаже открылась выставка «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина». Чем она уникальна и почему ее надо обязательно увидеть?
«Почему до сих пор Эрмитаж находится не в Москве, а в Ленинграде?» – возмущался один из членов московской комиссии, которая ровно сто лет назад «делила» работы испанских художников между двумя столичными музеями – Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
«Вещи делили так, что в столицу отдавали по одной картине из пары. И сегодня на выставке можно видеть картины, которые раньше находились у нас в Эрмитаже. Это две работы Мурильо, один натюрморт Антонио Переды и Веласкес», – ввел в курс дела куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Святослав Савватеев.
Строго говоря, название выставки не совсем точно. Потому что представлены на ней не только те работы, что хранятся в московском музее, но и те, что в Эрмитаже, где собрано самое большое число «испанцев» в мире.
Всего в экспозиции 18 полотен, прибывших к нам из столицы, и четыре – собственно эрмитажных. Выставка охватывает период с конца XV до начала XIX века – от поздней готики до «золотого века» испанской живописи. И поражает количеством великих имен: Луис де Моралес, Эль Греко, Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо, Антонио Переда, Диего Веласкес и Франсиско Гойи. Все эти художники не просто продолжили традиции лучших мастеров прошлого, но и открыли новый этап в истории западноевропейского искусства. Именно они сформировали независимую школу, для которой характерны свежесть художественных приемов и национальный характер живописи.
Впрочем, бытовой жанр, пейзаж или натюрморт играли в их работах скорее подчиненную, нежели самостоятельную роль. Единственным светским жанром был портрет. Подавляющее же большинство картин написаны на евангельские сюжеты.
Встречает посетителей «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших» работы Педро Эспаларгеса, где дьявол пытается помешать святому, и тот пронзает его копьем.
Представитель позднего испанского Ренессанса Луис де Моралес предъявляет нам образ Христа в картине «Се человек». Антонио Переда представлен картиной «Кающаяся Мария Магдалина». А Бартоломе Эстебан Мурильо – работой «Бегство в Египет», где передана интимная атмосфера семейного общения
Плеяду великих мастеров Испании XVII века открывает Хусепе де Рибера со «Святым Онуфрием» и Франсиско Сурбаран. Его небольшая по размеру картина «Благословляющий младенец Христос» – признанный во всем мире шедевр, который заставляет задержаться возле себя буквально каждого посетителя выставки.
Объясняя феномен, искусствоведы говорят, что своих действующих лиц художник обычно писал с натуры, поэтому они отличаются такими яркими портретными характеристиками.
За реалистическую живопись на выставке отвечает Франсиско Гойя. Его «Портрет художницы Лолы Хименес» из коллекции ГМИИ отличают глубокая содержательность и прорывающаяся даже через полотно страстность женской натуры.
"Натюрморт с часами" Антонио Передо
«Натюрморт с поставцом» Антонио Передо.
Парные портреты
Еще один представитель «золотого века» – Диего Веласкес. Он один из первых мастеров, в творчестве которых жанровая живопись заняла ведущее место. Таковы представленные в экспозиции парные портреты короля Испании Филиппа IV и всесильного министра испанского двора графа-герцога Оливареса.
Парные картины, то есть написанные одним художником в одном жанре, живописной манере и одного размера, предназначенные висеть рядом, – одна из главных особенностей выставки. Прежде находившиеся в Эрмитаже и потом разлученные, теперь они «встретились» вновь.
«В построении выставки два принципа. Первый – по эпохам: от конца XV века до начала XIX века. Второй принцип – парные картины. Выставка дает возможность увидеть их в экспозиции рядом, как было раньше», – разъяснил Святослав Савватеев.
Вот «Мальчик с собакой» из собрания Эрмитажа и парная к нему «Девочка с корзиной фруктов» кисти Мурильо. Теперь они смотрят друг на друга, как и положено парным картинам. Или его же «Натюрморт с часами и «Натюрморт с поставцом» Антонио Переды.
«Девочка с корзиной фруктов» кисти Мурильо
«Мальчик с собакой» из собрания Эрмитажа
За реалистическую живопись на выставке отвечает Франсиско Гойя. Его «Портрет художницы Лолы Хименес» из коллекции ГМИИ отличают глубокая содержательность и прорывающаяся даже через полотно страстность женской натуры.